DOHHYDOH
Зарегистрирован: 18.04.2008 Сообщения: 1
|
Пражский голема !есть вполне интересные местА
Как бы то ни было, но наиболее громкие связанные с Прагой имена, которые первыми приходят на память – это, пожалуй, еврейские имена: рав Иегуда Лейб бен Бецалел, Магараль (1525-1609) и Кафка (1883-1924).
Магараль - оригинальный еврейский мыслитель - знаменит и интересен по многим причинам. Помимо религиозных исследований (Магараль автор 14 книг) он занимался математикой, астрономией, философией и даже педагогикой. Причем в этом качестве всестороннего ученого Магараль был известен не только в еврейском мире. При этом он не принадлежал ни к какой определенной школе, и хотя не оставил после себя учеников, оставил легенду. Как известно, Магаралю потомки приписали создание голема, искусственного человека (в этом отношении светлый образ каббалиста Магараля перекликается с темным образом его старшего современника, чернокнижника Фауста (годы деятельности 1507-1540), согласно преданию, также долгое время жившего в Праге, а по одной версии даже и погибшего в одном из предместий Праги, на Скалках).
Идеи голема и хотел бы я сейчас коснуться.
Легенда о Големе
Слово «голем» встречается в писании лишь однажды: (Тегил 139.16) «Големом видели меня очи Твои». Соответственно в Талмуде это слово используется для описания чего-либо неоформленного. Тем не менее в мидраше, описывающем почасовое сотворение мира, «големом» именуется вполне определенный предмет, а именно этап создания тела без души. Имеются средневековые легенды, в которых под «големом» также понимается неодушевленное человеческое тело. В частности есть сказание, в которых описывается, как из праха лепилось тело. Вокруг него танцевали посвященные, распевая тайные имена. После этого в тело входила душа. Пропев имена в обратном порядке, посвященные добивались того, что душа покидала тело. Существует одна средневековая легенда, утверждающая, что голема создал пророк Иермиягу.
Тем не менее, наиболее популярной легендой оказалась легенда о создании голема именно Магаралем. Эта легенда вырвалась за пределы еврейского мира и завладела умами европейцев. Сказания о раввине, создавшем искусственного человека, содержатся в народном чешском фольклоре, к ним обращаются литераторы, в частности Борхес. Примечательным литературным развитием этой темы считается роман Густава Майринка «Голем».
Вот в каких словах в этом романе пересказывается одна из версий этой легенды: «Начало истории восходит, говорят, к XVII веку. Пользуясь утерянными теперь указаниями каббалы, один раввин сделал искусственного человека, так называемого Голема, чтобы тот помогал ему звонить в синагогальные колокола и исполнять всякую черную работу. Однако настоящего человека из него не получилось, только смутная, полусознательная жизнь тлела в нем. Да и то, говорят, только днем и поскольку у него во рту торчала магическая записка, втиснутая в зубы, эта записочка стягивала к нему свободные таинственные силы вселенной. И когда однажды перед вечерней молитвой раввин забыл вынуть у Голема изо рта талисман, тот впал в бешенство, бросился по темным улицам, уничтожая все на своем пути. Пока раввин не кинулся вслед за ним и не вырвал талисмана. Тогда создание это упало бездыханным. От него не осталось ничего, кроме небольшого глиняного чурбана, который и теперь еще показывают в Старой синагоге».
|