anarion
Администратор сайта
Зарегистрирован: 10.11.2005 Сообщения: 232 Откуда: Краснодар
|
Ошо-Раджниш учитель для богатых и ленивых или для совершенства нужно не так уж и много.
Среди поклонников восточных культов и тайных знаний распространено мнение, что культ Ошо-Раджниша напрямую отно¬сится к индуистскому духовному наследию, наполнен его смысловой глубиной и подкреп¬лен вековыми традициями. Однако мнение это, мягко говоря, не соответствует действи¬тельности. На самом деле культ Ошо-Раджни¬ша является абсолютно авторским произведе¬нием и никаких вековых традиций и древней духовности в его учении нет.
Основатель культа Раджниш Чандра Мо-хан (1931—1990) родился в индийском штате Мадхья-Прадеш в семье джайнистов. Сам Раджниш вспоминал, что его с раннего детства начали интересовать вопросы духовного само¬совершенствования. В юности он начал экспе¬риментировать с различными медитативными техниками, при этом старался не следовать никаким традициям и ни в ком не видел учите¬ля, надеясь только на собственный опыт. Од¬ним из главных детских испытаний Раджниша стало переживание смерти. Он говорил о том, что в детстве бегал за похоронными процесси¬ями, в то время как другие, нормальные дети бегали за бродячим цирком.
В 1953 году, когда Раджниш учился на философском отделении колледжа, у юноши был мистический опыт «просветления». Радж¬ниш считал это своим вторым рождением.
Закончив в 1957 году университет, мо¬лодой человек прославился как блестящий полемист, преподавал философию. В это вре¬мя Раджниш постоянно путешествовал по Индии, проводя диспуты с различными рели¬гиозными и общественными деятелями. Вы¬ступая перед многочисленными аудитория¬ми, он со временем приобрел известность религиозного новатора. В 1966 году Раджниш оставил университет и целиком посвятил се¬бя проповеди собственного учения, состо¬явшего из элементов джайнизма, суфизма, хасидизма, ницшеанства, психоанализа, по¬пулярных «психодуховных» терапий, методик и учений Кришнамурти и Гурджиева. Не имея посвящения ни в одну из мистических традиций Индии, философ все перетолковы¬вал по-своему, приспосабливая попадавшие¬ся ему религии к собственным потребностям и воззрениям.
В это же время Раджниш провозгласил себя учителем (Ачарья). Он странствовал по Индии, призывая людей к внутреннему преоб¬ражению для того, чтобы выжить в грядущей ядерной катастрофе. При этом Раджниш про¬поведовал совершенно новую религию, резко противостоящую традиционным, которые он считал «вчерашним днем»: «Мы делаем револю¬цию. Я жгу старые писания, крушу традиции... Я основатель единственной религии, другие религии — обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей... Вера — это чистая отрава» и так далее в том же духе. Не раз Радж-ниш говорил, что не верит ни в пророков, ни в Мессию, будто все они были обыкновенными эгоистами. Основную ошибку традиционных религий и медитативных техник Ачарья видел в том, что они призывают человека отказаться от «полнокровной» физической жизни, предла¬гая взамен «духовное просветление».
Истинно просветленного нового челове¬ка, совмещающего насыщенную плотскую жизнь и медитацию, материализм и духов¬ность, западную активность и восточное неде¬яние, Раджниш назвал Зорбой-Буддой (по имени героя романа Н. Казанзакиса). В нем учитель видел «человека будущего, тотально оторванного от прошлого». Вообще философ часто употреблял слово «тотальный» в значе¬нии «целостный».
Главной идеей «единственной религии» Раджниша является следующая установка: «Люби себя и делай что хочешь». Согласно этому, нет бога, кроме человека: «Каждый по¬тенциально может стать Богом... Бог — это состояние сознания... это — способ наслажде¬ния жизнью прямо здесь и сейчас». Раджниш учил: «Первое, что нужно понять, это то, что вы совершенны. Если кто-то говорит вам, что вам нужно стать еще совершеннее, то этот че¬ловек ваш враг, остерегайтесь его». Что же ка¬сается христианства, то Ачарья прямо заявил: «Ты можешь быть Христом, так к чему тебе становиться христианином?».
В области религии не существует ника¬ких непререкаемых авторитетов, кроме, ко¬нечно, самого Раджниша, любая традиция -враг истины: «Посмотрите на любых последо¬вателей — они неизбежно попадают в беду, потому что жизнь ежеминутно изменяется, а они держатся мертвых принципов. Запомни¬те единственное золотое правило: «Золотых правил нет»!».
Чтобы достичь духовной и телесной пол¬ноты жизни «здесь и сейчас», следует «быть спонтанным», поскольку сама «жизнь спонтан¬на». Главное препятствие, мешающее человеку быть богом и наслаждаться действительностью, Раджниш видел в разделенности разума на два враждебных друг другу начала — сознательное и бессознательное. Люди отождествляют себя только со своим сознательным разумом, и это не дает им достичь внутренней «тотальности». Страсти и бессознательные импульсы должны не подавляться, не преодолеваться, а интен¬сивно и исчерпывающе проживаться. Следо¬вание своим страстям и есть путь к достижению божественной свободы.
Погружение в бессознательное, отключе¬ние рефлексирующего ума и снятие всяких нравственных ограничений впоследствии при¬вело многих, особенно предрасположенных (невротиков, психопатов, алкоголиков, нарко¬манов) последователей Раджниша к серьезным психическим расстройствам. Сам учи¬ть, однако, воспринимал безумие несколько иначе: «Вы - безумец, и нужно что-то с этим сделать. Старые традиции говорят: «Подави своё безумие. Не позволяй ему выйти наружу, иначе твои действия станут безумными». Но я говорю: «Позвольте своему безумию выйти наружу. Осознайте его. Это — единственный путь к здоровью». Но к этому катарсису нуж-но подходить систематически, методично, по¬тому что это значит сойти с ума с методом, стать сознательно сумасшедшим».
Раджниш учил: «Грешников не бывает. Даже если ты дошел до самого дна в этой жиз-ни,ты божественен, как прежде, ты не можешь потерять эту божественность. Я говорю тебе: спасение не нужно, оно в тебе самом».
Проповеди не имели особого успеха в Индии, пока Раджниш не переехал в Бомбей, где у него появились первые последователи с Запада. В основном это были американцы и ан-гличане, в большинстве своем прошедшие че¬рез различные новоявленные религиозные движения, увлечение «наркодуховностью» и даижением хиппи, психотерапевтическими оккультными практиками и так далее. В этой благоприятной аудитории аморальное «неуче¬ние» о человекобожии нашло горячий отклик. Раджниш, заменив титул Ачарья титулом Бха-гаван Шри (Бог Господь), с начала 70-х годов организовывал так называемые медитацион-ные лагеря, преимущественно в городах.
Раджниш противопоставил целенаправ¬ленной и сознательной деятельности ума «иг¬ру», то есть деятельность без цели и смысла, ра¬ди наслаждения самим процессом, а не ради достижения какого-либо результата. По мне¬нию Бхагаван Шри, такая игра с полным пра¬вом может называться медитацией: «Медита¬ция - это состояние «неума». Медитация — это состояние чистого сознания без содержа¬ния».
Медитация Раджниша очень похожа на классическую йогу, но в отличие от последней
колоссальные аскетические усилия для нее вовсе не требовались.
Впервые Бхагаван Шри продемонстри¬ровал свою вновь изобретенную медитацию в апреле 1970 года. Она называлась «динами¬ческой» или «хаотической» и заключалась в следующем:
«1-я стадия: 10 минут глубокого быст¬рого дыхания через нос. Пусть ваше тело бу¬дет настолько расслабленным, насколько воз¬можно, тогда начинайте глубокое, быстрое, беспорядочное дыхание. Если тело хочет дви¬гаться во время этого дыхания, позвольте ему, содействуйте ему полностью.
2-я стадия: 10 минут катарсиса, полного содействия любой энергии, которую породи¬ло дыхание. Делайте акцент на катарсисе, и пусть «будет что будет»... Смейтесь, кричите, вопите, прыгайте, дергайтесь: все, что вам хо¬чется делать, — делайте!
3-я стадия: 10 минут выкрикивания «Ху-ху-ху». Поднимите руки над головой и под¬прыгивайте вверх-вниз, продолжая выкрикивать «Ху-ху-ху». Прыгая, твердо приземляйтесь на ступни ног, чтобы звук глубоко проник в по¬ловой центр. Истощите себя совершенно.
4-я стадия: 10 минут полной остановки, застывшего пребывания в той позе, в какой вы есть. Дыханием энергия была пробуждена, очищена катарсисом и поднята суфийской мантрой «Ху». И теперь позвольте ей действо¬вать глубоко внутри вас. Энергия — значит движение. Если вы больше не выбрасываете вовне, она начинает работать внутри.
5-я стадия: от 10 до 15 минут танца, празд¬нования, благодарения за глубокое блаженст¬во, которое вы испытали».
Этот нехитрый психофизический трюк с гипервентиляцией, изнеможением и «отключ¬кой» сознания Раджниш выдавал за «духовное просветление».
Одним из составляющих элементов этого вероучительного винегрета является оккульт¬ное тантрическое учение о чакрах, в которое Бхагаван Шри привнес положение о том, что чакры ощутимы лишь в том случае, когда за¬грязнены; если же они чисты, энергия кунда-лини протекает через них беспрепятственно.
Главная задача мантры «Ху» — раскрыть муладхара — чакру в основании позвоночни¬ка и высвободить кундалини, которая в обыч¬ной жизни расходуется на половую жизнь. Однако для просветления необходимо, чтобы кундалини двинулась вверх, попутно откры¬вая все остальные чакры. Раджниш признавал, что этот метод крайне опасен для физическо¬го тела, поэтому многие выдающиеся йоги, практиковавшие этот метод, умерли от тяже¬лых и мучительных болезней, не дожив до старости. Но благо, которое приносит восходя¬щее движение кундалини, неизмеримо: оно позволяет «космической энергии» снизойти в человека и циркулировать во всех его телах, в том числе и физическом. Две последние стадии хаотической медитации дают возможность ощу¬тить это круговращение и насладиться им.
Кроме хаотической, Раджниш ввел раз¬работанную им «медитацию кундалини», во время которой сектанты сильно тряслись с целью «разогнать зажимы тела» и плясали, «чтобы проявилась вновь обретенная струящая¬ся жизненность». Для того чтобы медитация была наиболее эффективной, Раджниш реко¬мендовал заниматься ею 21 день подряд в пол¬ной изоляции и молчании либо с завязанными глазами, совмещая ее с йогическими упражне¬ниями.
С начала 70-х годов Бхагаван Шри стал посвящать всех желающих в саньясины, кото¬рые, однако, не обязательно должны были уходить из мира; только наиболее фанатичные люди стали поселяться в ашрамах Раджниша. И уж конечно, желающие не давали никаких обетов и не вели аскетический образ жизни. Наоборот, учитель призывал отбросить все условности. Единственное, что требовалось от фанатов, — полностью раскрыться перед Раджнишем и предаться ему безоговорочно
во всем и навсегда. Саньясины обретали новые санскритские имена «как символ привержен¬ности к медитации и разрыва с прошлым». Женщины получали к имени обязательную приставку «Ма», а мужчины — приставку «Свами». Адепты должны были носить ярко-оранжевые одежды и деревянные четки с пор¬третом учителя на шее, а также постоянно иметь при себе орех с «частичкой тела» своего гуру (как правило, обрезками его волос или ногтей).
В 1974 году Раджниш открыл свой пер¬вый ашрам — коммуну, которая могла прини¬мать одновременно до 2 тысяч человек, за год через нее проходило до 50 тысяч человек. К концу 70-х годов в ашраме уже обитало око¬ло 10 тысяч поклонников Бхагавана. Каждый день Раджниш выступал с проповедями, усна¬щенными шутками, анекдотами и заниматель¬ными историями. Эти учения издавались на 30 языках, кроме того, тиражировались аудио-и видеозаписи выступлений. Для этой дея¬тельности личный секретарь лидера Ма Анан-да Шила создала в штате Нью-Джерси компа¬нию «Раджниш Фаундейшн Лимитед», оборот которой составил миллионы долларов. После¬дователи создали несколько сотен дочерних ашрамов во многих странах мира.
Все адепты слепо повиновались лидеру. Так, когда Раджниш намекнул, что женщина с детьми не может достичь просветления, тут же многие саньясины-женщины были стери¬лизованы хирургическим путем.
Бхагаван предсказал скорую всемирную катастрофу, спасением от которой был только раджнишизм — «Ноев ковчег сознания». СПИД убьет 2/3 человечества, «те, кто выживет, бу¬дут раджнишистами, а остальные — обезьяна¬ми или совершат самоубийство. В конце кон¬цов, оставшиеся не имеют значения».
Посетители ашрама рассказывали о сек¬суальных оргиях, извращениях, наркомании, самоубийствах среди адептов. В конце концов многочисленные скандалы привлекли к Раджнишу внимание западных журналистов, кото¬рые называли его «Господь Бог с Востока», и в результате такой популяризации в 80-е годи слава гуру затмила даже Махариши.
В начале 80-х годов правительство Индиры Ганди лишило ашрам Бхагаван статуса ре¬лигиозной организации, и учителю пришлось уплатить огромные налоги. Тогда же инду¬истские традиционалисты совершили на него два неудачных покушения. И Раджниш, сроч¬но ликвидировав свои дела в Индии, с не¬большим числом учеников выехал в гостепри¬имные США.
Там, в пустыне Центрального Орегона была создана коммуна, а позже возник город Раджнишпурам с аэродромом, отелем, казино, ресторанами, парками, садами, дорогами и рейсовыми автобусами. Все это создали около 2 тысяч приверженцев гуру, которые бесплат¬но, без выходных «вкалывали» по 12 часов в сутки, спали в бараках и питались чем придет¬ся. Все это время через громкоговорители транслировались проповеди, в которых стро¬ителям города внушалось, что их трудовая деРаджниш учил: «Знание не грех... Я со¬ветую вам есть с дерева познания».
Под воздействием общественного мнения ФБР возбудило уголовное дело против секты. На территории Раджнишпурама сотрудниками Бюро были обнаружены склады оружия, лабо¬ратории наркотиков, регулярно добавляемые в пищу сектантам. Суд над гуру закончился 14 ноября 1985 года. Раджниш получил чисто символическое наказание: 10 лет тюремного за¬ключения условно плюс 400 тысяч долларов штрафа за нарушение иммиграционного зако¬нодательства. Кроме того, уважаемого гуру обязали в течение пяти дней покинуть США навсегда.
Этот приговор был результатом сложных переговоров с адвокатами Раджниша. Со своей стороны лидер распустил орегонский ашрам, сжег 5 тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что он не бог. За этим после¬довал массовый отток людей из секты и утра¬та авторитета. 21 страна мира запретила Радж-нишу въезд на свою территорию, а когда он пытался въехать в такое государство, его высы¬лали без всяких объяснений.
В 1986 году Раджниш вернулся в Ин¬дию, где им была создана декларация «Права нового человека», единственным основным правом которого было «стать богом». В «новом мире» будут только радости и удовольствия. «Население необходимо сократить, если чело¬век хочет жить достойно, радостно, а не вла¬чить жалкое существование», поскольку всего мало, а всех много, и всего на всех не хватит. Для этого Раджниш предложил ограничить рождаемость всеми способами — абортами, уничтожением детей с врожденными недо¬статками. Кроме того, с целью сокращения численности населения планеты было пред¬ложено ввести эвтаназию и признать права сексуальных меньшинств. В «новом мире» «не должно быть ни наций, ни государственных границ. Не должно быть никаких религий».
Раджниш учил: «Эту землю можно превра¬тить в рай. И когда исчезнет всякая необходи¬мость в рае на небесах, там он опустеет».
В 1987 году Раджниш придумал себе имя, под которым и стал известен в странах Восточ¬ной Европы и СНГ, — Ошо, что означает «оке¬ан». Были расширены психотерапевтические программы, появились новые медитативные техники. Одну из них, «Мистическую розу», Ошо скромно считал «величайшим прорывом в медитации через 2 500 лет после медитации Гаутамы Будды». Этот процесс длится 21 день: одну неделю медитаторы смеются по три часа в день, вторую — плачут по три часа в день, тре¬тью — по три часа в день «молча наблюдают» и «свидетельствуют», как им полегчало.
По примеру Махариши, которого он раньше критиковал, Ошо пытался доказать благотворность своей медитационной терапии с помощью научных исследований. Различ¬ные группы в Международной коммуне были объединены в «Ошо Мультиверситет», в со¬став которого в начале 90-х годов входили: Школа центрирования, Школа творческих ис¬кусств, Международная академия здоровья, Академия медитации, Центр трансформации, Институт тибетских пульсаций и так далее.
Умер Раджниш в 1990 году, по всей ви¬димости, от СПИДа, дискредитировав, таким образом, свое учение о вседозволенности как способе обожествления. Поскольку Ошо не назначил преемника, внутри движения обра¬зовалось несколько самостоятельных течений. Несмотря на многочисленные скандалы, свя¬занные с личностью лидера и псевдодуховной деятельностью секты, поклонников учения Раджниша достаточно много. Сейчас в мире насчитывается около 200 медитационных цен¬тров Ошо. Главный ашрам секты находится в Индии. В странах СНГ такие центры сущест¬вуют в Санкт-Петербурге, Воронеже, Одессе, Донецке, Краснодаре, Минске, Тбилиси, Ри¬ге, Москве.
|