Три мира и эволюция
Как мы уже говорили выше, существуют три духовный, астральный и материальный.
В духовном мире существуют лишь идеи или принципы предметов; эти принципы до своей физической реализации находятся в состоянии возможного, виртуального, а не действительного, реального был реализации дух или принцип предмета создает с тральное тело или астросом из астрала, а астросом создает себе физическое тело из материи, и с этого момента проявляется физическое существо. И дух и астросом обладают пластической или формирующей способностью и, благодаря этому, собирая вокруг астральные или физические молекулы, они придают им форму, соответствующую их принципу.
Таким образом все люди, животные, растения минералы заключают в себе и астросом и частицу или монаду духа.
По гипотезе Мария Декреспа, бессознательные астросомы, существующие в астрале, эволюционируют следующим образом: монады духа, разносясь в пространстве, входят в них и придают им энергию и влияют на их форму. Затем эти астросомы входят в какое-нибудь органическое тело, начиная с минералов, и вызывают в минерале тот процесс ассимиляции, который происходит и при образовании самого астросома, т.е. выделения и привлечения молекул. Тогда начинается кристаллизация минерала. Во время этого процесса астросом приобретает привычку или инстинкт органической жизни. Когда процесс жизни минерала кончается и он представляет лишь мертвую материю, то астросом отделяется от него; привыкши к органической жизни, он ищет нового соединения с органическим телом, но по мере развития в нем органического инстинкта, входит в тела все высшего порядка: так из минералов он перходит в растения, а затем в животных. Если продолжить эту гипотезу логически, то астросом, который уже достаточно эволюционировал, входит, наконец, в человеческий зародыш. Таким образом получается бесконечная лестница восхождения от минерала к духу.
Если мы изобразим миры, или планы природы, с помощью горизонтальных линий, то нижеследующая схема покажет прогрессивную эволюцию природы.
Заметим, что даже в минерале есть зачаточный инстинкт, который выражается в симпатиях и антипатиях минералов: так, если в комбинацию двух минералов мы введем известный третий, то два первые разъединяются, и один из них примыкает к новому минералу. Напротив, иные минералы никак не хотят соединиться друг с другом.
Человек, как мы видим, эволюционирует в духовном плане, но несомненно, что за первым духовным планом следуют другие, еще более духовные, в которые человек и должен подняться постоянно совершенствуясь.
В физической природе мы находим три главных мира или царства, а именно: царства минеральное, растительное и животное. В каждом царстве снова имеются три элемента, соответствующие их планам — духовному, астральному и материальному. Так в минерале духу соответствует принцип минерала, астралу — энергия минерала или закон его органической жизни, а материи — факт или феномен, т.е. самое тело минерала.
При этом принцип каждого царства проникает в область следующего высшего царства. Если мы изобразим каждое царство через треугольник, то получим сле¬дующую схему:
1 - есть принцип, дух.
2 — есть энергия, органический закон.
3 — есть материя, тело, факт.
Состав человека
Так как, согласно оккультизму, закон аналогии проникает всю пророду, то и в человеке мы находим три главных элемента, соответствующих трем мирам, а именно элементы: духовный, астральный и материальный.
К первому принадлежат чистый дух и высшие духовные понятия и побуждения.
Ко второму — разум, чувство и желание.
К третьему — астральные и физические тела.
Индийские жрецы разделяют человека на следующие 9 элементов:
Духовный план
1) Атма - чистый дух, истина,, мудрость;
2) будди-высший — доброта, любовь к ближнему;
3) будди-низший — идея прекрасного, гармония, кра
сота;
Астральный план
разум (так сказать рефлектив-
4) манас-высший
ный) и совесть;
5) манас-низший - чувство, страсть, любовь;
6) кама-руиа — инстинкт, желание физическое;
Материальный план
7) линга-шарира — астросом;
8) жива — жизненная сила (в крови);
9) рупа — физическое тело и его органы.
Каббала или западное эзотерическое учение, упрощая это разделение, признает в человеке четыре главных элемента.
Духовный план: нешама - дух;
Астральный план: руах — душа, т.е. разум и
чувство;
Материальный план: нешеф - астросом;
гуф — физическое тело.
Главными частями человека являются нешама, руах и нешеф, которые проявляются в материи с помощью четвертого элемента - гуф.
Если мы выразим элементы в человеке через круги, то получим следующую схему, в которой каждый низший круг проникает в высший.
1-й круг - духовный план,
соответствует богу; в челове-
ке - дух.
2-й круг — астральный план,
соответствует собственно че-
ловеку; в человеке это душа.
3-й круг — физический план,
соответствует природе; в че-
ловеке это астросом и тело.
Все круги заключены в один общий, выражающий волю человека. Центр этого круга лежит в центре ас¬трального круга, соответствующего собственно человеку.
Это показывает, что воля принадлежит к сущности человека и объединяет все его элементы.
Применяя более отвлеченное разделение человека, мы можем сказать, что в человеке есть три части:
1) высшая, духовная — принцип, дух;
2) средняя, астральная — сила, астрал;
3) низшая, физическая — материя, тело.
Каждая из этих трех частей в свою очередь имеет в себе принцип, силу и материю, и тогда мы получим следующее разделение:
1) принцип духа,
2) сила духа,
3) материя духа;
4) принцип астала,
5) сила астрала,
6) материя астрала;
7) принцип тела,
8) сила тела,
9) материя тела.
Так как теперь мы перейдем к изучению специально астрального тела, то нам удобнее всего разделить человека так:
1) дух и душа,
2) астросом, т.е. посредник между духом и телом,
3) тело (физическое).